Интервью для журнала «Вестник промышленности»

Здравствуйте Сергей Эдуардович. Мы знаем, что ваша компания ООО «ГраффТ» занимается дноуглубительными системами и различной амфибийной спецтехникой. Это очень необычные и красивые механизмы, встречающиеся достаточно редко среди строительных машин. Мы прошерстили интернет, но не нашли ответов на интересующие нас вопросы. В связи с этим захотели разобраться с Вашей помощью в особенностях конструкций болотных экскаваторов. Итак, позвольте начать с первого вопроса:

1. От чего работает гидропривод ходовой части (движение гусениц, раздвижение понтонов, выдвижение дополнительных понтонов и свай) - от базового двигателя экскаватора?

Гидропривод ходовой части работает так же, как и на обычном экскаваторе – от базового двигателя экскаватора. Гидромоторы гидропривода ставятся как правило более мощные, так как понтонная ходовая более тяжелая по сравнению с обычным экскаватором. Например, базовый 20 т. экскаватор Komatsu РС200 становится 30-тонным с понтонной ходовой. Дополнительные понтоны не выдвигаются, как вы сказали, они крепятся к основным понтонам, что повышает плавучесть и устойчивость амфибии на воде, но и существенно прибавляет вес техники. Это еще раз подтверждает целесообразность установки более мощных гидромоторов. Закольные сваи, расположенные как правило на дополнительных понтонах, так же запитываются от основного двигателя экскаватора и так же имеют гидравлическую систему закалывания. Для этого основной привод прерывается и поток отдается системе закалывания. Гидрозаколы могут иметь разную систему опускания и поднятия свай (закалывания): с помощью гидроцилиндров, зубчатая передача (шестерня-гребенка), зубчато роликовая, блочно тросовая.

2. Как защищены наиболее ответственные узлы и детали экскаватора от воды (в том числе, соленой), если экскаватор преимущественно предназначен для работы в воде?

Ни один экскаватор-амфибия не предназначен для работы исключительно в воде. Все они созданы для работы на болоте, поэтому это именно болотная техника или экскаваторы для работы на слабонесущих грунтах. Работы на воде – это одна из крайних возможностей экскаваторов амфибий. Причем не совсем на воде, а на мелководье, где и нужны дополнительные понтоны. Глубина мелководья определяется длиной гидрозаколов. Как правило это 4-5 метров от зеркала воды. Так как в качестве головной части используются обычные экскаваторные надстройки известных брендов: Komatsu, Caterpillar, Doosan, Hitachi, Hyundai, Liebherr, и т.д., то никакой защиты от воды они не имеют. В случае опрокидывания экскаватора в воде, двигатель и другие части могут пострадать. Работая на болоте или на мелководье, экскаваторная надстройка находится выше уровня воды, поэтому не страдает от её присутствия. Все рассказы о какой-то глобальной защите это просто маркетинговый ход компаний продавцов. Защищают понтонную ходовую, а именно металл из которого изготовлен понтон. Но и эта мера больше маркетинговая чем реально необходимая. Для этого понтон покрывают мастикой и антикоррозийной краской. Еще могут декларироваться стали из которых изготавливают понтоны, которые подвержены меньшей коррозии. Как правило это конструкционные стали, как западный бренд может декларироваться сталь CorTen, которая используется для строительства мостов и покрывается оксидной пленкой, препятствуя дальнейшему глубокому проникновению коррозии (из этой стали как правило делаются мосты или опоры мостов). Но из конструкционных сталей делают корабли и преимущество более дорогих марок стали не бесспорное, так как кроме атмосферостойкости, важны и другие показатели, такие как ударостойкость, сопротивляемость и текучесть.

3. Какой уклон может преодолевать понтонный экскаватор?

Понтонные экскаваторы могут преодолевать уклон 30-35 градусов. По факту бывает и круче, это зависит от веса амфибии, мощности и расположения гидромоторов, опыта машиниста, использование рабочего оборудования экскаватора для преодоления уклона…

4. Может ли экскаватор выполнять землеройные работы находясь в плавучем состоянии? Или он работает только тогда, когда под ним есть дно (в том числе, если он установлен на сваи)?

Экскаватор-амфибия не может выполнять землеройные работы находясь в плавучем состоянии. Попытка проделать такое может привести к опрокидыванию. В отдельных случаях можно выполнять работы имея дополнительные понтоны и не используя гидрозаколы, но это возможно в случаях «легких» экскаваторных работ и при отсутствии водяного течения. Экскаватор амфибия любого бренда осуществляет землеройные и другие работы опираясь на грунт (слабонесущий грунт – болото). На мелководье, после того как амфибия «всплыла», необходимы дополнительные понтоны с гидрозаколами. Глубина с которой всплывает амфибия индивидуальна от бренда и от массы и величины понтонов. Глубина мелководья, на которой может работать амфибия зависит от длины гидрозаколов. В редких случаях, при очень больших дополнительных понтонах возможно работать на плаву, но для этого необходимо зафиксировать амфибию с помощью дополнительных средств. Как правило такой метод используется для работ с доп. оборудованием (землесос).

5. Может ли клиент самостоятельно оснастить свой экскаватор понтонами, если он приобретет их отдельно?

Клиент может самостоятельно оснастить свой экскаватор понтонами, если он обладает необходимой квалификацией и осуществляет эту процедуру с нашей консультацией.

6. Разные производители указывают различную предельную глубину водоема для работы понтонного экскаватора. Как правило, без дополнительного оборудования - это 1.5-2 м. Некоторые указывают, что работа с понтонами возможна на глубине до 9 м (получается, что в этом случае экскаватор работает полностью на плаву?), со сваями - до 4 м. Есть какие-то общие рекомендации по предельным глубинам, на которых можно применять понтонные экскаваторы, или все зависит от конкретной марки и модели экскаватора?

Глубина 1.5 – 2 метра указывается ВСЕМИ производителями без исключения с поправкой в ту или иную сторону. Этот показатель работы амфибии на слабонесущем грунте или не мелководье. Предельная глубина зависит от размера понтона, а значит и размера самой амфибии. Например, самый маленький экскаватор- амфибия в линейке производителей будет работать до 1.2 метра, а самый большой до 1.8–2 м. Следующий уровень глубин – это глубины на которых работает амфибия с дополнительными понтонами. Это и есть глубины 4-5м. До 9 метров это уже сложные эксклюзивные модификации. Как правило их декларируют в качестве маркетингового хода. В реальности я не знаю о поставке таких экскаваторов амфибий в Россию. Вообще 4-5 метров это хороший предел, для работ подобной техники. Если необходимо большая глубина, то возрастает сила воздействия на сваю, так как удлиняется рычаг. Значит свая будет загибаться, сворачиваться, выворачивать замок на дополнительном понтоне. Следовательно, эти узлы будут нуждаться в серьезной модернизации: увеличение размеров дополнительных понтонов, увеличение толщины, а значит и массы заколов (свай), увеличение мощности замков свай и в конечном счете увеличение количества этих самых заколов. Например, в обычной конструкции предусмотрено 2 сваи, а при больших глубинах необходимо увеличить их до 4х. К тому же для работы на таких глубинах, в 9 метров есть другой вид техники – земснаряд. Таким образом глубины на которых используются экскаваторы –амфибии одинаковы для всех производителей, они не зависят от марки и модели экскаватора.

7. Возможно ли применение какого-либо рабочего оборудования на понтонном экскаваторе кроме землеройного ковша?

Кроме ковша на амфибии можно применять любое навесное оборудование устойчивое к воздействию воды: землесос, гидромолот, вибропогружатель, гидроножници и т.д…

8. Как осуществляется транспортировка экскаватора - в собранном виде, или с демонтированными понтонами?

У всех производителей существует 2 варианта транспортировки экскаваторов-амфибий. 1-я версия это отсоединение понтонно-гусеничной ходовой и транспортировка отдельно головной части и понтонных частей. Разобранная таким образом, техника укладывается в транспортный габарит. Процесс сборки - разборки занимает в среднем от 1 до 3 часов, в зависимости от опыта и квалификации персонала. 2-я версия — это сдвижение понтонной ходовой и транспонировка в таком состоянии техники целиком. Эта техника дороже из-за своей дополнительной опции: гидроцилиндров между понтонами на сдвижение-раздвижение ходовой, следовательно, более капризна и подвержена поломкам. (чем сложнее, тем капризнее). Так как вес техники значительный, поверхность не всегда ровная, длина понтонов тоже значительная (около 9 метров в среднем), то по пути приходится загребать грунт, коряги.. и т. д. Такое превышающее усилие может приводить к перегрузке гидроцилиндров и излишнему силовому воздействию на платформу и как следствие к поломке. Однако это не относится к крупным амфибиям, для которых комплектация механизмом сдвижения избыточна, так как техника в любом случае не будет уложена в транспортный габарит. Так что это опция малых и средних модификаций амфибий. Но даже у средних амфибий минимальная ширина при сдвинутых шасси составит 3.5 м. при транспортном габарите 2.5 м. Т. е. мы попадаем только в габарит трала. При этом как правило, для сохранения объема воздуха внутри понтонов обеспечивающего плавучесть техники меняют геометрию конструкции. Понтоны с системой сдвижение делают уже и длиннее. Но при увеличении длины понтона увеличивается рычаг воздействия на центральную часть. Что со временем приводит к разбалтыванию, понтоны начинают «вихлять ластами». Наш вывод: чем проще конструкция, тем надежнее.

9. Из какого материала выполнена ходовая часть экскаватора: понтоны, гусеницы, детали привода гусениц?

Все детали понтонной ходовой выполнены из стали. Исключение составляют траки. Они могут быть стальными, полимерными, алюминиевыми.

10. Возможно, вы хотите что-то еще добавить об особенностях конструкции своих экскаваторов-амфибий (в первую очередь, интересны инженерные решения, не применяемые у других производителей аналогичной техники)?

К сожалению, все наши ноу-хау становятся со временем известны на рынке и тут же воспроизводятся компаниями конкурентами. Даже сам факт продажи экскаваторов- амфибий на территории России — это наше новшество – компании ГраффТ. Это легко проверить, посмотрев кто раньше всех начал говорить об этой продукции, рекламировать ее на территории СНГ. Мы более 2-х лет продвигали это на российский рынок, не сделав ни одной продажи. Всех интересовал опыт поставки такой техники, где в РОССИИ она себя зарекомендовала, а надежна ли она, а почему такая дорогая по сравнению с обычным экскаватором и т. д. Естественно мы были первыми и ответ был что нигде. Вы будете первыми! Очень сложно было найти первых. Крупные компании просили дать такую технику на испытания, например Сургутнефтегаз. И мы сделали это совместно с компанией Комек Машинери. Поставили экскаватор-амфибию с верхней частью Komatsu PC200-8. В итоге, когда наше новшество стало популярным, появились конкуренты. Наши амфибии конечно всегда впереди, мы модернизируем узлы и агрегаты наших амфибий, но со временем и другие компании начинают использовать внедренные нами улучшения. Например, мы использовали более 1 гидромотора на понтон. Это позволило увеличить проходимость техники и увеличить срок службы цепи. Увеличили размеры ролика, для увеличения срока службы ходовой, модернизировали систему натяжения цепи, систему гидрораспределения, внедрили возможность системы управления из кабины всеми процессами и т.д..

11. В интернете я нашел информацию о немногих производителях понтонных экскаваторов - SWAMPKING, EIK, Waterking, Amphimaster. Могли бы Вы подсказать еще каких-то производителей такой техники?

Вы нашли информацию о той технике, которую поставляли мы, компания ГраффТ. Соответственно и продвигали эти бренды на российский рынок, потому то они и стали известны. Мы начали с Waterking, затем EIK, Amphimaster, затем поставили SWAMPKING. Существуют достаточное количество брендов, например, Финляндия: Big Float он же REMU, США: WILCO, Frog, Канада: Kori, Голландия Bell и т.д… В настоящий момент их достаточно много и наши сотрудники и я лично бывали на большинстве заводов изготовителях амфибийной техники. Ряд брендов я все же не стану называть, чтобы не делать им рекламу. К тому же качество производимой продукции очень разнится и не всегда соответствует уровню требований наших условий эксплуатации. Потому Наши инженеры совместно с зарубежными партнерами постоянно работают над совершенствованием плавающих Экскаваторов Амфибий, грузовиков амфибий и другой водно-болотной техники. Один из достаточно хорошо проработанных брендов мы считаем SWAMPKING. Год назад мы представили новинку Aquaflhex (Аквафлекс). С чем было связано появление новой техники и в чем ее особенность? Дело в том, что для сборки амфибии требуется Кран, грузоподъемностью не менее 40 т. Конечно для средних по весу амфибий высококвалифицированные специалисты приспосабливаются обходиться 32-тонным краном или двумя кранами, но в таком случае они осознано идут на риск. Амфибия работает на болоте, значит сборку надо производить в таком не очень удачном месте для крановой установки. Крановщик привык работать с твердым грунтом на ровной поверхности в широком пространстве, а тут тяжелые условия по фиксации самой крановой установки, не говоря о последующей работе по сборке-разборке амфибии. Далее не у всех организаций есть кран, ведь компания выполняет экскаваторные и подобные работы, а значит кран не нужен. Значит для сборки и разборки амфибии потребуется либо покупать его, либо привлекать в качестве аренды, а это достаточно дорого. К тому же если Экскаватор-амфибия будет работать на месторождении, то потребуется еще и пропуск на кран и на крановщика, что может занять несколько дней, так как личность крановщика будет проверяться службой безопасности, ведь месторождения – это стратегические объекты. А вдруг крановщик заболеет за это время? Тогда потребуется либо ждать его выздоровления, либо начинать все сначала и оформлять пропуск на другого. В общем крановая установка на болоте – это дополнительная сложность. Зная это мы и создали амфибию, которая сама себя разбирает и собирает без крана. К тому же уникальность этой амфибии в том, что она может самостоятельно менять наши понтонные шасси на обычные. Ведь не всегда приходится работать в болоте, да и зимой на понтонах нельзя трудиться, можно испортить амфибийную ходовую. Поэтому Aquaflhex – это решение для компаний, которые решают несколько задач с приобретением данной спецтехники.

  1. Получают и амфибию, и обычный экскаватор в одном лице. Вернее, один экскаватор с двумя шасси, понтонно-гусеничным и обычным для работ в стандартном режиме.
  2. Экономят на крановой установке и на крановщике как отдельном специалисте.
  3. Амфибия сама сгрузит себя с трала, и сама себя соберет и наоборот.
  4. Для монтажа плавающего экскаватора потребуется 1 помощник, им может быть водитель трала, который привез амфибию. Заметим, что тралов требуется 2, значит в потенциале есть 2 помощника. В экстренной ситуации и сам экскаваторщик справится с установкой понтонов и разгрузкой техники с трала, для этого требуется опыт и хорошая квалификация.

Сейчас мы выходим на рынок с новейшей разработкой AquaTrack (Акватрак). Это новинка этого 2017 года. Принципиально новая понтонно-гусеничная ходовая. С ней плавающим экскаваторам не страшны ни зима ни лето, ни вода ни суша, ни длительные пробеги. Это действительно прорыв для плавающих экскаваторов амфибий. Основой этой ходовой являются стандартные катки и цепи, но в новой конструкции. Благодаря этому болотный экскаватор становится очень выносливым. В отличие от предыдущих моделей амфибий, он сможет преодолевать большие расстояния без поломки понтонов и частей ходовой. Так как в данной конструкции нет элементов, трущихся о поверхность понтона, то плавающий экскаватор становится универсальным средством для круглогодичной работы с длительным сроком службы цепей и катков.

Это был последний вопрос. Благодарим вас, Сергей Эдуардович, за подробные профессиональные ответы. Желаем ООО «ГраффТ» дальнейшего успешного бизнеса в России и странах бывшего СССР.